Латиноамериканская программа

Латиноамериканские танцы исполняются в Европе с начала XX столетия. Эти танцы берут своё происхождение в XIX веке, когда испанско-португальские, африканские и индийские музыкальные стили смешались в Америке.

Секрет популярности латиноамериканских танцев заключается в темпераменте, мелодичности и чувственности. По ним можно прочитать характер развития чувственных отношений мужчины и женщины. Для латины нет комплексов и предрассудков, есть стремление любить, радоваться и веселиться.

Из всего множества латиноамериканских танцев только пять признаны и исполнению на спортивных соревнованиях – ча-ча (Cha-Cha), самба (Samba), румба (Rumba), пасодобль (Paso Doble) и джайв (Jive).


Самба (Samba)

Самба – это веселье, флирт и заигрывание друг с другом.

Фактически, история самбы началась с того момента, когда в XVI веке португальцы нашли удачное место для поселения на берегу Южной Америки, которое они назвали «Январской Рекой» (Рио-де-Жанейро). Португальцам нужны были рабы для работы на кофейных плантациях, и их во множестве везли из Западной Африки: из Йорубы, Анголы, с берегов Конго. Плантации располагались к северу от Рио – в обширном районе Баио. Африканцам запрещалось исполнять свои религиозные обряды, но они умудрились сохранить их. В африканской религии Кандомбле, каждый человек имеет собственного святого (или Бога) – «орикса». Каждому святому соответствует определенный ритм и танец, исполнение которого и есть молитва. Под надзором суровых католиков-португальцев неграм приходилось креститься и ходить в церковь, но отдыхая, они отдавали дань своим богам в песнях и танцах. Это была память о свободе и родной земле.

Африканские танцы вскоре стали необычайно популярными, что не могло нравиться властям, которые считали их непристойными. В начале ХIХ века португальский император Мануэль I издал специальный указ, полностью запрещающий их. К тому же времени относится и первое упоминание слова «самба» – в презрительном рассказе португальского священника о танцах и музыке «черных». В 1830 году возник более сложный танец, соединивший простые фигуры негритянских танцев с вращениями и качаниями тела (rolls and sways) местного индейского танца Лунду. Затем добавились «шаги карнавала» (крузадос-шаги, локи и др.) которые назывались «Копакабана» (в честь популярного пляжа недалеко от Рио-де-Жанейро). Постепенно члены высшего общества переняли танец, слегка изменив для исполнения в классической закрытой позиции, которая тогда считалась единственно возможной и правильной. В 1888 году рабство в Бразилии было отменено, и тысячи теперь свободных людей устремились из Баио на юг, в Рио. Дальнейшая история самбы неразрывно связана с этим городом. Возникла целая серия танцев, связанных с «черной» музыкой и религией – Horo, …

В 1923 году бразильские музыканты, побывавшие в Париже, привезли оттуда джазовые идеи и находки. Тогда же было изобретено радио, которое разнесло новую музыку по городу и по всему миру. Возник танец самба-кариока, который и стал основой для бальной самбы («кариока» – означает «родом из Рио-де-Жанейро»).

В 40-х годах ХХ века латиноамериканская музыка распространилась по всему миру, а в 1956 году английский педагог Пьер Лавель (Pierre Lavelle) формализовал шаги танца, превратив его в современную бальную самбу.

По словам одного из основателей первой школы самбы в Рио, Исмаэля Сильвы, этот танец родился из необходимости одновременно идти, петь и танцевать во время уличных шествий и фестивалей. Поэтому самба, в отличие от румбы или ча-ча-ча, танцуется с продвижением вперед, вдоль линии танца.


Ча-ча (Cha-Cha)

Элегантное ча-ча-ча (теперь название сокращенно до ча-ча), со своим характерным ритмом, который, кажется, был специально создан для того, чтобы женщина с особой выразительностью смогла продемонстрировать свою красоту и женственность. Ча-ча-ча – настоящий танец соблазнения. В самом деле, движения ча-ча-ча позволяют женщине открыто демонстрировать свой шарм и достоинства фигуры и покорить не только своего партнера, но и стать желанной для всей мужской аудитории.

Ча-ча-ча – самый молодой из латиноамериканских танцев. В танцзалах Америки он появился в только начале 50-х годов ХХ века, и к исполнению на соревнованиях его приняли позже остальных.

Известный преподаватель бальных танцев Пьер Лавель, посетив Кубу, обратил внимание на оригинальное исполнение румбы – в повышенном темпе и с дополнительными шагами, соответствующими дополнительным ударам музыки. В 1952 году, вернувшись в Англию, он преподнес увиденное как совершенно новый, независимый, сенсационный танец, получившийся в результате слияния румбы и мамбо.

В 1954 году ча-ча-ча впервые был описан как “мамбо с гуэро-ритмом”. Мамбо – гаитянский танец, изначально посвященный богине вуду в негритянской африканской религии, с выстукиванием ритма палками по высушенным черепам. В дальнейшем в качестве музыкального сопровождения ипользовали звук гуэро (guiro), инструмента, сделанного из пустой высушенной тыквы и зазубренной палочки. В отличие от мамбо, музыка ча-ча-ча была медленнее. А название танца произошло, по наиболее вероятным версиям, от быстрого и веселого кубинского танца “гуарача”, бывшего популярным в Европе на рубеже ХIХ-ХХ веков, или в результате звукоподражаниям маракасам.


Румба (Rumba)

Румба – медленный танец, классика всех латиноамериканских танцев. Румба характеризуется чувственными, наполненными любовью движениями и жестами. В современном исполнении многие из основных фигур представляют собой интерпретацию попытки женщины доминировать над мужчиной при помощи женского обаяния. Во время танца всегда есть элемент, когда партнерша “дразнит” партнера и затем убегает, стремясь к другому мужчине – партнеру, судье, зрителю. В свою очередь партнер пытается доказать свою мужественность через физическое доминирование, но, как правило, тщетно.

Свой триумфальный путь по планете румба начала с Кубы в ХIX веке. В основе танца два источника – испанские мелодии и африканские ритмы. Движения не только народные кубинские, многие заимствованы из танцев других стран Карибского бассейна, а также Латинской Америки. Выглядела румба как сексуальная пантомима, исполняемая в быстром ритме с преувеличенными движениями бедер в характере агрессивных домогательств мужчины и защитных движений со стороны женщины.

Первая серьезная попытка популяризовать румбу в США была в 1913 году. После первой мировой войны появился “Son” – танец кубинского среднего класса – с ритмом помедленнее и с движениями поприличнее. Еще медленнее был “Danzon”, который танцевали богатые и солидные круги кубинского общества, с очень маленькими шагами, когда партнерши почти не выводят бедра, но тщательно сгибают и разгибают ноги, показывая их стройность, грациозность и длину.

В Европе румба появилась благодаря энтузиазму и блестящим интерпретациям Пьера Лавеля – ведущего английского преподавателя латиноамериканских танцев. Он посетил Гавану в 1947 году и обнаружил, что оригинальная кубинская румба исполняется с другим акцентом, не таким, как в американской румбе. Эту технику он и стал преподавать в Англии. Пьер Лавель представил истинную “кубинскую румбу”, которая после долгих споров была официально признана и стандартизирована в 1955 г.

Нельзя не сказать о трепетном отношении к румбе на Кубе. Несмотря на разные географическо-политические изменения в стране, она живет в сердце каждого кубинца. Когда на Кубе говорят: «Se fue de Rumba,» (пошел с румбой) – это означает, что пошел отдыхать, не зная, какой танец ему предстоит ночью танцевать.


Пасодобль (Paso Doble)

Пасодобль является испанским парным танцем, но он причислен к североамериканской и латиноамериканской программе на соревнованиях по бальным танцам.

Зрителям очень нравится этот броский, эмоциональный танец. Смело, подчас надменно, танцор выражает свое превосходство над всеми так же, как делает это матадор во время корриды. Он убеждает в этом зрителей, но… не свою партнершу. Она гибка, проворна и изящна, держится на расстоянии и создает себе пространство, не сдаваясь во власть мужчины. Чем закончится это противостояние – вот в чем интрига танца.

Пасодобль – наиболее загадочный танец из конкурсной программы. Достоверно об истории его возникновения ничего неизвестно, хотя ему и не пришлось путешествовать с континента на континент. Его происхождение, возможно, связано с маршем французских пехотинцев под названием ”Paso Redoble“, популярным в 1790-е годы. В Испании подобная мелодия под названием ”El Soleo“ еще с ХІІІV столетия сопровождает начало корриды. Зрелищность и жестокость корриды – две стороны одной медали. Испанская культура всегда предпочитала вкус смерти, вызова и риска. Может быть, поэтому в Южной Франции, где не существовало практики публичной схватки между человеком и быком, но люди были не менее азартны и темпераментны, к 1910 году это действо стало интерпретироваться танцем и музыкой. Так появился возможный прототип Пасодобля – One-step. Его первыми исполнителями и преподавателями стали французы. Именно благодаря французскому влиянию испанский по происхождению танец имеет в основном французские описания фигур. Но только в 1920-х годах пантомима корриды стала основой для появления современного танца.

Хореография танца соответствует мелодии испанского цыганского танца “Espana Cani”, который имеет три музыкальных акцента. Эти акценты есть в пасодобле и именно они создают драматический, захватывающий характер танца. Мужчина не всегда играет лидирующую роль в танце, в некоторых фигурах женщина берет на себя доминирующую роль, подобно роли женщины во фламенко. Этот танец, так же как фанданго, оказал очень сильное влияние на пасодобль.

После второй мировой войны пасодобль был включен в латиноамериканскую программу спортивных бальных танцев. Конкурсный пасодобль технически очень сложен для исполнения. Однако существует и «общедоступная» форма этого танца, широко распространенная в Испании, Франции и Латинской Америке. Такой пасодобль танцуют в многочисленных клубах и танцевальных центрах во всем мире.


Джайв (Jive)

Энергия этого танца всегда захватывает зрителей, будь то конкурсные джайв или шоу-номер. Джайв завершает «латину», но задорная музыка, быстрый темп, свинговые движения в исполнении опытных спортсменов создают обманчивое впечатление веселой легкости танца,. Но так и должно быть, ведь это – “Jive”, что на негритянском слэнге обозначает “обман, хитрость”. Джайв – танец, в котором можно забыть о приличиях и посмеяться над другими и над самим собой.

Хоть традиционно джайв и относят к программе латиноамериканских танцев, однако, его характер и техника заметно отличаются от остальных. Существует несколько версий его происходжения. Одни считают, что он был негритянским танцем, другие – что это военная пляска индейцев-семинолов во Флориде (вокруг пойманного бледнолицего или его черепа). Есть предположение, что негры танцевали танец, подобный джайву, еще в Африке, а затем его переняли индейцы. Во времена рабства по праздникам на плантациях хозяева устраивали для своих рабов развлечения. Разодетые в костюмы слуг чернокожие пары соревновались между собой в исполнении танца-пантомимы, изображающего услужливого, но неловкого лакея, подающего хозяевам пирог. Это должно было выглядеть как пародия на самих себя. Победители получали в подарок праздничный пирог, откуда пошло название танца – кейкуок (Cakewalk). По другой версии, танец, состоящий из двух частей – сначала торжественная процессия пар, затем заводная пляска – был насмешкой над исполнением на «белых» вечеринках минуэта.

Музыка, сопровождающая этот танец, называлась Ragtime (rag – тряпка), возможно, потому, что участники одевали их лучшие «тряпки» (одежду), или потому что музыка была синкопированая и «рваная».

Но как бы то ни было, после Гражданской войны в США (1861—1865 гг. ) танец и музыка стали популярными среди негров в крупных городах. В 1901 г. со смертью английской королевы Виктории канула в прошлое эпоха, прошедшая под знаменем пуританства. Высшее общество Англии и Америки почувствовало себя свободнее и стало активно перенимать более энергичные и раскрепощенные «черные» танцы. В 1910 г., когда многие индивидуальные танцы стали танцеваться в паре, появилась возможность комбинировать фигуры, исполняя их в произвольном порядке. В дальнейшем танец обогатился множеством акробатических трюков, и в 1934 г. джазовый певец Кэб Кэллоуэй (Cab Calloway) заметил, что он похож на «панику трясущихся жуков»(the frenzy of jittering bugs). С его легкой руки буйный, безумный и травмоопасный танец окрестили «джиттербаг» (Jitterbug). Он стал культовым среди молодежи и был особенно популярен в Америке 40-х годов ХХ в.

Во время второй мировой войны тысячи американских солдат были отправлены в Великобританию, и именно они привезли с собой джиттербаг, который буквально взорвал английские танцевальные площадки. Несмотря на огромную популярность, танец по-прежнему оставался слишком «травмоопасным». Английский педагог Виктор Сильвестр не мог спокойно смотреть на то, что творилось на дискотеках, и занялся переработкой джиттербага во что-то более приемлемое с точки зрения традиционных бальных танцев. В 1944 г. он представил описание стиля, который назвал «джайв», а джиттербаг в Америке превратился в социальный танец.