Европейская программа

Эти танцы привлекают к себе внимание вне зависимости от возраста и остаются популярными уже на протяжении двух веков. Лиричный медленный вальс, страстное танго, плавный фокстрот, игривый квикстеп и головокружительный венский вальс – Вы почувствуете стиль и свободу движений, грацию и красоту своего тела, гармонию совместного танца в паре.

Венский вальс (Viennesse Waltz)
Специфическая красота венского вальса, делающая его элегантным и романтичным, заключается в изменчивом темпе и в постоянно чередующихся левых и правых поворотах. Стремительное кружение венского вальса требует от пары полного взаимопонимания. Движения должны выполняться плавно и с изяществом, несмотря на скорость вращения.
Парадоксально, но факт – самый «бальный» танец европейкой программы оказался самым непризнанным.
В 1924 году Имперское Общество Учителей Танцев (The Imperial Society Of Teachers Of Dancing – ISTD) взяло инициативу выработки определенных правил для известных в то время танцев. Исполнителем был назначен специальный отдел ISTD – Комитет бальных танцев ISTD. Его членами являлись мисс Джозефин Брэдлей, мисс Ив Таймгейт-Смит, мисс Мюриэл Симмонс, Лэсли Хамфрейс, господин Виктор Сильвестер. Они были великими танцорами того времени и… англичанами. Как следствие, все танцы, официально известные в те дни были стандартизированы, за исключением венского вальса, поскольку тогда этот танец пользовался не очень большой популярностью в Британии. Единственным настоящим вальсом, достойным исполнения, считался «английский» («медленный» вальс).
Венский вальс был добавлен к списку европейской программы позже, но о сих пор так и не включен в конкурсную программу Блэкпулского фестиваля…
А первое упоминание о танцах, подобных вальсу, относится к ХII-XIII столетиям. Существует несколько версий на этот счет. Некоторые считают, что танец пришёл из Баварии и первоначально назывался «Nachtanz». К стати, в Англии его долго называли «немецким» вальсом. По другой версии, вальс был исполнен впервые в Париже в 1559 году, но имел название «Volta из Прованса». Под таким названием в то время уже существовал народный итальянский танец. На итальянском слово «volta» означает «поворот». Самое известное изображение этого танца – картина, на которой запечатлена королева Англии Елизавета I, танцующая вольту с Робертом Дадли, графом Ланкастерским.
В 1754 в Германии появилась первая музыка, которая отдаленно напоминала современные вальсы и называлась «Waltzen». Под нее уже танцевали парами, но потребовалось некоторое время, прежде чем танец стал широко известен.
Вальс, как и вольта, не соответствовал нормам морали того времени, особенно принятых в аристократическом обществе. Однако в австрийской Вене танец стал очень популярным. Специально для вальса в 1807-1808 годах открывались большие танцевальные залы, в которых могли разместиться до 3000 пар. В начале 30-х годов ХIХ столетия Йозеф Франц Ланнер, Иоганн Штраус-отец, а позже и Иоганн Штраус-сын подняли популярность этого танца на невиданную высоту. Активная концертная деятельность в разных странах, незабываемые по сей день мелодии – вот вклад этих композиторов в историю по праву «венского» вальса.


Вальс (медленный вальс, или английский вальс) (Waltz, Slow Waltz, English Waltz)
Медленный лирический танец с характерно выраженной и постоянно повторяющейся «накатной волной прибоя», создающей впечатление романтического полета и легкости. Движения скользящие, мягкие, свинговые (маятник).
Медленный вальс – потомок венского вальса. Венский вальс часто критиковался за чересчур быстрый, изматывающий темп, неприлично близкую позицию партнеров и постоянные вращения. Постепенно появилась более медленная музыка для вальсов и новый вид вальса – бостон (или американский вальс), с более медленными поворотами и более длинным, скользящим движением.
В 70-х годах ХIХ столетия в Англии возник «Бостонский Клуб», очень модный и влиятельный. Именно он «продвинул» свой стиль танцевания вальса-бостон – английский. Новый танец впоследствии получил название «медленный вальс».
Сразу после первой мировой войны медленный вальс стремительно меняется – музыкальный размер остается 3/4 (как у венского вальса), однако все принципы движения, особенно фигуры, заимствуются из медленного фокстрота.
В 1921 году в Англии была проведена конференция, на которой были определены официальные правила для различных танцев. Для медленного вальса была оставлена закрытая позиция, а программа состояла лишь из правого и левого поворотов, а также перемены. Как ни странно, танец от этого только выиграл – получился красивым, изящным и нежным. В 1926-1927 годах вальс снова претерпел изменения – основное движение было изменено на «шаг, шаг в сторону, приставка». Это дало возможность развития фигур, которые впоследствии были стандартизированы Имперским Обществом Учителей Танца (ISTD). После 1929 года медленный вальс практически не менялся. Особый вклад в формирование вальса как конкурсного танца внесли Жозефин Бредли, Виктор Сильвестр, Максвелл Стюард и Пэт Сайкс – первые английские чемпионы мира по бальным танцам. Поэтому второе название медленного вальса – английский вальс – является заслуженным признанием их заслуг.

Танго (Tango)
Танго – танец страсти, танец души и сердца, танец чувств и эмоций.
По одной версии танго – энергичный танец из категории фламенко из Испании. С испанским завоеванием Южной Америки танго вместе с другими народными испанскими танцами было завезено в Аргентину. По другой версии танго произошло от африканского танца Tangano, привезенного рабами-неграми. Как бы то ни было, слившись с кубинским танцем Habanera, новый танец стал известен как Milonga (милонга) – очень мягкий танец с близкими касаниями и визуальным акцентом на движениях ног.
Сначала милонгу танцевал простой народ, но в начале ХХ столетия она привлекла внимание и аргентинской аристократии. В 1910 году Западную Европу с этим танцем познакомила великая французская звезда мюзик-холла Mistinguett, и начавшаяся в Париже эпидемия «тангомании» перекинулась в Лондон, затем Нью-Йорк и практически не стихала во время первой мировой войны.
Однако у танго имелись не только сторонники. Не меньше было и противников. Французских епископов возмущал тесный контакт партнеров в паре и излишне чувственный характер танго. Исполнители подвергали свои души греховному испытанию и даже могли быть лишены святого причастия. Американский врач Бохем в 1924 году обнаружил новую болезнь «the TANGO-foot» (кривые ноги). Светская пресса тоже не жаловала танго. 30 мая 1915 года «Нью-Йорк Таймс» разразилась обличительной статьей «THE TANGO-DANGER, BIGGER THAN GERMAN IMPERIALISM!» (Опасность танго больше, чем немецкий империализм!).
Интерес к танго поддержал… кинематограф. В 1921 году Рудольф Валентино (Rudolph Valentino) и Beatrice Dominguez исполнили этот танец в фильме «Четыре всадника апокалипсиса» («The Four Horsemen of The Apocalypse»). И с тех пор танго стало одним из самых «киношных» танцев. С его популярностью может, пожалуй, поспорить только вальс.
В 30-е годы ХХ века французской танцевальной школой были внесены изменения в технику исполнения танго. В частности, позиция стала более бальной, и танец приобрел акцентированный характер.

Медленный фокстрот (Slow Foxtrot)
Медленный фокстрот – нежный романтический танец, классика свингового танцевания. Гладкие, скользящие движения позволяют парам легко и свободно маневрировать в переполненном зале. Фоксторт труден из-за сложного ритмического характера движения, однако комбинация быстрых и медленных шагов создает огромное количество вариаций для опытных исполнителей. Медленный фокстрот – танец интеллектуалов.
Популярность свою фокстрот приобрел, можно сказать, благодаря рекламе. 1914 г. Великий Синематограф шагает по планете. Америка не может остаться в стороне и, верная своим принципам гигантомании, превращает театр Нью-Йорка, один из самых больших в мире, в дом кино. Но новое всегда требует «раскрутки», и для привлечения зрителей между сеансами было решено показывать отрывки из популярных водевилей – нужно было чем-то занять публику, пока механик перематывал пленку. Крышу театра перестроили в специальную большую танцплощадку, а для исполнения номеров пригласили актера водевиля Гарри Фокса (Harry Fox,. настоящее имя – Артур Каррингфорд (Arthur Carringford), Фокс – по дедушке) и основанную им танцевальную группу «American Beauties». Шоу на нью-йоркской крыше пользовалось успехом, а для желающих попробовать свои собственные силы проводились даже танцевальные соревнования.
Фокстрот был частью представления. Во время выступления Гарри Фокс делал шаги «рысью» (trotting) под музыку ragtime, и зрители назвали его танец «Fox’s Trot» (дословно «рысь Фокса»). Фокстрот был не слишком сдержанным танцем – с множеством прыжков и взмахов ногами – он ведь создавался для сцены варьете.
Элита танцующего мира сразу же постаралась освоить новый необычный стиль движения в танце. В 1920 году очень талантливый американец Г. К. Андерсон (G.K. Anderson) приехал в Лондон и вместе с Жозефиной Брэдли (Josephine Bradley) выиграл множество соревнований. Эта пара придумала всего два новых движения, но без них невозможно вообразить современный фокстрот. Это «шаг перо» и «смена направления».
К 1925 году танец стал очень популярным и привел к новой революции в европейских танцах – стопы стали ставить параллельно. В последующие годы появилось несколько разновидностей фокстрота, но широкую известность получили медленный фокстрот (слоу-фокс) и быстрый фокстрот (квикстеп).

Квикстеп (Quickstep)
Квикстеп – самый быстрый и динамичный танец европейской программы. Легкие прыжки и стремительные шаги гармонично сочетаются с внезапными остановками и паузами. Этот танец напоминает беззаботную игру, однако его простота обманчива – довольно быстрый темп требует хорошего владения техникой.
Квикстеп – это быстрый фокстрот. В 20-е годы ХХ века многие оркестры и джаз-бэнды исполняли фокстроты в быстром темпе. Вот как писал о том времени поэт, хореограф, собравший первый в СССР джаз-бэнд, В.Парнах: «Траншейная война, обрекшая миллионы тел на длительную неподвижность, способствовала явлению, которое охватило всю Европу после перемирия. Прерывистая, быстрая и легкая походка англичан и американцев, короткие отталкивания рычагов, подрагивания и синкопические движения частей машин, наконец, древняя культура ритма и слуха американских негров и индейцев создали необходимые нашему веку танцы, теперь ордой завладевшие Америкой и Европой.”
Исполнители фокстрота были недовольны этим. Они не успевали за музыкой, какие-то движения невозможно стало исполнять, приходилось придумывать новые. Об этом даже писали многие популярные газеты того времени. Поэтому, в программу танцевальных вечеров, чтобы предупредить любителей «настоящего» фокстрота, танец стали включать по названием «quick-time-foxtrot», иногда «quick-time-steps» и, наконец, коротко – «quickstep».
Современные движения квикстепа, основанные когда-то на шагах фокстрота, очень отличаются от тех, которые танцевали в 20-е годы ХХ века. Прыжки в продвижении и на месте, цепочки ходов и другие оригинальные движения в паре – все эти движения квикстепа, в точности подтверждая слова Валентина Парнаха, были заимствованы из трех танцев – чарльстон (Charleston), шимми (Shimmy) и блэк-боттом (Black Bottom). Чарльстон родом с островов Кабо-Верде (650 км от западного побережья Африки), а название получил от порта Чарльстон (Южная Каролина, США), в котором негритянские докеры танцевали энергичный круговой танец, включавший раскачивание корпуса, сгибание-разгибание колен и кики. Согласно наиболее распространённой версии блэк-боттом чернокожие рабы южных штатов США танцевали ещё на плантациях. «Блэк-боттом – это когда твоё правое бедро не знает, что делает левое», – так говорили в народе. Танец был известен как сольный женский с раскачиванием бедрами и размахиванием руками. Шимми произошел от нигерийского «Shika». «Американизированная» форма танца была создана в начале ХХ столетия водевильными актёрами как традиционный финальный номер, который исполнялся все труппой без предварительных репетиций. По характеру это был комедийный танец, изображающий стариков-степистов.
Вот такая афро-англо-американская история самого веселого и энергичного танца европейской программы. В настоящее время основные движения квикстепа – прогрессивные шаги, шассе, повороты – заимствованные из фокстрота. Но основным отличием от других «стандартных» танцев являются «прыжки» c поворотами или без, на месте или в продвижении, когда пара как бы «cтелется вдоль паркета».